Устное народное творчество, народные сказки и колыбельные обладают удивительной силой воздействия на психику человека, особенно в детском возрасте. Их метафоричность, образность и эмоциональность позволяют использовать их как эффективный метод коррекции психологических проблем.
Сказки, легенды, мифы, песни и колыбельные используют символы и метафоры, которые позволяют обойти сознательное сопротивление и достучаться до бессознательного. Эти формы народного творчества вызывают у человека сильные эмоции, которые могут помочь проработать конфликтные ситуации и освободиться от негативных чувств.
Особенно важную роль устное народное творчество играло в коррекции детских травм, исцелении страхов и в предложении новых поведенческих стратегий. Ребенок, проживший активно целый день, перед сном успокаивался под мягкий голос и нежные поглаживания или укачивания. В знакомые сказки рассказчицей вплетались истории, тревожившие ребенка днем, и через новые детали и сюжетные повороты ребенок мог перезаписать произошедшее с ним в позитивном ключе. Таким образом старшие в семье корректировали психологическое состояние ребенка, укрепляли базовое доверие к миру и чувство принадлежности к ближней социальной системе, восстанавливали его самооценку и позитивный взгляд на мир.
Наши предки не знали ничего о психолингвистике или теории фреймов, но они использовали все возможности переформатирования негативных дневных сценариев в нейтральные или позитивные, убаюкивая ребенка на ночь с помощью сказок и песенок.
Баюкание ребенка — это не просто процесс засыпания, это, можно сказать, народная психолингвистическая практика, которая имеет глубокое значение для развития и укрепления психики. Замедление правополушарной активности с помощью подавления внутренней речи и слушания, снижение темпа дыхания в соответствии с медленным ритмом повествования, тепло и физический покой тела способствуют восстановлению сил, глубокому погружению в процессы восстановления и мягкому исцелению без ретравматизации и перепроживания травм.
Такие же способы интеграции новых, позитивных фреймов, работают и для взрослых. Метод УБАЮКИВАНИЕ ОНЛАЙН соединяет в себе традиционную форму "убаюкивания" т.е. словесного взаимодействия в процессе релаксации - и новейшие достижения психолингвистики в области теории фреймов.
В психологии и психотерапии методы "возврата в детство" давно применяются для решения психологических, социальных, творческих и личных проблем:
"..своеобразный "возврат в детство" - не только и не столько психологический, но и физиологический. Именно он обеспечивает возможность по-новому взглянуть на проблему, отказаться от стереотипов, найти и принять новую точку зрения или новый способ поведения, открывающие выход из психологического тупика, дающие возможность примирения с помощью подсознательной перестройки враждующих с сознанием подсознательных структур (юнговских и адлеровских "комплексов", "субличностей" в психосинтезе, "внутренних частей" в НЛП, "подавленных целостностей" в трансперсональной терапии или "незавершенных гештальтов" в гештальт-терапии, "Рожителя" и "Ребенка" в трансактном анализе и др.).
Тем самым, по сути, все методы психотерапии - начиная с классического гипноза (в котором гипнотизер играет роль "властного родителя", а пациент - "покорного ребенка") и заканчивая такими, как трансактный анализ (работа с внутренним "ребенком"), гештальт-терапия, НЛП, психосинтез, холодинамика,
использующие работу с "субличностью", или подсознательными частями - представляющими собой "детские" части психики, эриксоновский гипноз и самовнушение (аффирмации, настрои и др.), обращающиеся к "детской" части личности через "детскую" речь, работа с образами (напр., символдрама, направленное воображение и др.) - также основаны на временном возврате человека "в детство", осуществляемом либо с помощью психотерапевта/психолога, либо самостоятельно. В "разговорных" методах, ориентированных на озарение-инсайт (психоанализ, экзистенциальный анализ) подобный возврат в детство происходит в краткие "моменты истины".
Сказки, легенды, мифы, песни и колыбельные используют символы и метафоры, которые позволяют обойти сознательное сопротивление и достучаться до бессознательного. Эти формы народного творчества вызывают у человека сильные эмоции, которые могут помочь проработать конфликтные ситуации и освободиться от негативных чувств.
Особенно важную роль устное народное творчество играло в коррекции детских травм, исцелении страхов и в предложении новых поведенческих стратегий. Ребенок, проживший активно целый день, перед сном успокаивался под мягкий голос и нежные поглаживания или укачивания. В знакомые сказки рассказчицей вплетались истории, тревожившие ребенка днем, и через новые детали и сюжетные повороты ребенок мог перезаписать произошедшее с ним в позитивном ключе. Таким образом старшие в семье корректировали психологическое состояние ребенка, укрепляли базовое доверие к миру и чувство принадлежности к ближней социальной системе, восстанавливали его самооценку и позитивный взгляд на мир.
Наши предки не знали ничего о психолингвистике или теории фреймов, но они использовали все возможности переформатирования негативных дневных сценариев в нейтральные или позитивные, убаюкивая ребенка на ночь с помощью сказок и песенок.
Баюкание ребенка — это не просто процесс засыпания, это, можно сказать, народная психолингвистическая практика, которая имеет глубокое значение для развития и укрепления психики. Замедление правополушарной активности с помощью подавления внутренней речи и слушания, снижение темпа дыхания в соответствии с медленным ритмом повествования, тепло и физический покой тела способствуют восстановлению сил, глубокому погружению в процессы восстановления и мягкому исцелению без ретравматизации и перепроживания травм.
Такие же способы интеграции новых, позитивных фреймов, работают и для взрослых. Метод УБАЮКИВАНИЕ ОНЛАЙН соединяет в себе традиционную форму "убаюкивания" т.е. словесного взаимодействия в процессе релаксации - и новейшие достижения психолингвистики в области теории фреймов.
В психологии и психотерапии методы "возврата в детство" давно применяются для решения психологических, социальных, творческих и личных проблем:
"..своеобразный "возврат в детство" - не только и не столько психологический, но и физиологический. Именно он обеспечивает возможность по-новому взглянуть на проблему, отказаться от стереотипов, найти и принять новую точку зрения или новый способ поведения, открывающие выход из психологического тупика, дающие возможность примирения с помощью подсознательной перестройки враждующих с сознанием подсознательных структур (юнговских и адлеровских "комплексов", "субличностей" в психосинтезе, "внутренних частей" в НЛП, "подавленных целостностей" в трансперсональной терапии или "незавершенных гештальтов" в гештальт-терапии, "Рожителя" и "Ребенка" в трансактном анализе и др.).
Тем самым, по сути, все методы психотерапии - начиная с классического гипноза (в котором гипнотизер играет роль "властного родителя", а пациент - "покорного ребенка") и заканчивая такими, как трансактный анализ (работа с внутренним "ребенком"), гештальт-терапия, НЛП, психосинтез, холодинамика,
использующие работу с "субличностью", или подсознательными частями - представляющими собой "детские" части психики, эриксоновский гипноз и самовнушение (аффирмации, настрои и др.), обращающиеся к "детской" части личности через "детскую" речь, работа с образами (напр., символдрама, направленное воображение и др.) - также основаны на временном возврате человека "в детство", осуществляемом либо с помощью психотерапевта/психолога, либо самостоятельно. В "разговорных" методах, ориентированных на озарение-инсайт (психоанализ, экзистенциальный анализ) подобный возврат в детство происходит в краткие "моменты истины".
(Источник: Е. Сандомирский, Возврат в детство - как универсальный механизм психотерапии. 2015