РЕЗУЛЬТАТ СЕССИИ: Адвент-Девичник НЕДЕЛЯ 1 - ДАЕМ МЕСТО В СЕБЕ.
2. ДЕНЬ БЛАГОДАРНОСТИ МАМЕ. Сидели онлайн, обсуждали наших мам и что хорошего в нас от них. И присваивали это себе. Конечно, когда сразу несколько участников, есть обмен инсайтами. Это мой листок, который я написала в общем обсуждении - решили, что по очереди будет поговаривать свои пункты благодарностей. Вспоминали истории из детства, как наши мамы вели себя с нами, какие они были, какие женские или хозяйственные лайфхаки мы взяли от них, что в нашем характере сформировалось благодаря (или вопреки) мамам.
Что важного:
Очень важны моменты, когда мама видит реального ребенка. Не того идеального, а реального, настоящего. Мамы нашего поколения часто были в своих динамиках, моя мама родилась в 1939г и конечно у нее не было прям ресурсной мамы, как и у большинства моих ровесников. Наши бабушки и прабабушки были жутко перегружены, и наши мамы навсегда остались недополучившими любовь девочками, которые часто продолжали искать любовь и заботу уже во взрослой жизни. И часто искали ее и у своих детей. Они видели своих детей через свои искажения, они отдавали большую часть своей энергии не детям, а своим мамам.
НО! Все же в жизни каждого человека бывали моменты, когда мама видела ребенка ясно, настоящим, какой он есть. И каждый ребенок очень хорошо чувствовал и помнил эти моменты как взрослый.
Например, мама похвалила у девочки-подростка ее тело или лицо. То есть мама увидела реальное тело, реальную молодую женщину. И этот мамин комплимент на ходу стал важной основой женского самосознания для девочки.
Или наоборот, мама ругала дочь лентяйкой и что она спихивает свою работу на других - девочка выросла и стала руководителем, а делегирование полномочий это очень важная управленческая компетенция.
Или дочку не защищали и говорили ей "сама справишься". И девочка справлялась, шла, отстаивала себя, ругалась и приходила с победой. И тогда мама говорила "Ты у нас хамка". То есть мама в девочке видела и признавала открыто
1.силу справляться и
2. способность нарушать правила, отстаивая себя
Оба этих качества, признанные мамой как существующие, дали возможность присвоить их еще тогда в детстве.
Понятно, что когда мама ругается за то, что ты такой - это не то же самое, когда мама хвалит за то, что ты такой. Ребенку обидно, и эти обиды прорастают и во взрослую жизнь.
Но очень важно признать, что ребенок мог обижаться на то, КАК эти его достоинства были признаны. Но сам ФАКТ признания достоинств давал им место в жизни ребенка. Именно благодаря тому, что мама видела РЕАЛЬНЫЕ качества ребенка (хамка, вечно сваливаешь на других, красивая, ты справишься и пр.). ребенок знал, что эти качества у него есть. Потому что мама их видит.
Условно говоря, если б мама говорила "Ты хорошая девочка, а хорошие девочки не ругаются и не хамят" - то у девочки не было бы шанса прокачать свою силу. Она всю силу пустила бы на умение подавить себя и быть хорошей девочкой. И вместо того, чтобы быть собой, пыталась бы найти то самое место, которое мама видит как "быть хорошей девочкой"(и не нашла бы его никогда). Но признание того, что ты хамка и лентяйка, открывает доступ к этим качествам.
Важно разделить.
Есть реальные качества (например, сила отстаивать себя или умение проявляться ярко), которые мама видит, и описывает как "ты злюка" или "ты хамка".
А есть мамины искажения, которые она проявляет при виде качеств. Оценки мамы - это ЕЕ оценки. То, как она описывала своего ребенка - это ЕЕ способность и умение описывать. Отношение к этим качествам - это ЕЕ отношение. И ребенок вынужденно относится к этим качествам так же, как мама(или сопротивляется ее отношению).
Но он признает вслед за мамой, что эти качества у него ЕСТЬ, как факт.
Но сейчас, когда мы взрослые, мы можем увидеть на самом деле то, что скрывается за словами мамы.
"Ты лентяйка и сваливаешь свою работу на других" = "Ты умеешь делегировать / распределять нагрузку / дать себе возможность отдохнуть" ("а я как хорошая женщина нашей семьи должна...")
"Ты злюка и нахалка" = "Ты умеешь злиться и защищаешь себя (а не молчишь, как хорошая я и вся наша семья)"
"Ты эгоистка" = "Ты заботишься сначала о себе"(а я вынуждена заботиться обо всех вокруг, потому что я хорошая женщина, а женщины нашей семьи ..)
Мы как взрослые можем наконец очистить мамины признания и взять их себе. Это наши качества. Они не зависят от чужих оценок (даже маминых). Мы можем смотреть на эти качества сейчас с нашей взрослой колокольни, и видеть, насколько мы сильны тем, что в нас есть.
Спасибо, мама, что признавала мою силу. А твои оценки и твое отношение я оставляю тебе. Я уже взрослая женщина, я выросла.
(С)Ольга Петрова
2. ДЕНЬ БЛАГОДАРНОСТИ МАМЕ. Сидели онлайн, обсуждали наших мам и что хорошего в нас от них. И присваивали это себе. Конечно, когда сразу несколько участников, есть обмен инсайтами. Это мой листок, который я написала в общем обсуждении - решили, что по очереди будет поговаривать свои пункты благодарностей. Вспоминали истории из детства, как наши мамы вели себя с нами, какие они были, какие женские или хозяйственные лайфхаки мы взяли от них, что в нашем характере сформировалось благодаря (или вопреки) мамам.
Что важного:
Очень важны моменты, когда мама видит реального ребенка. Не того идеального, а реального, настоящего. Мамы нашего поколения часто были в своих динамиках, моя мама родилась в 1939г и конечно у нее не было прям ресурсной мамы, как и у большинства моих ровесников. Наши бабушки и прабабушки были жутко перегружены, и наши мамы навсегда остались недополучившими любовь девочками, которые часто продолжали искать любовь и заботу уже во взрослой жизни. И часто искали ее и у своих детей. Они видели своих детей через свои искажения, они отдавали большую часть своей энергии не детям, а своим мамам.
НО! Все же в жизни каждого человека бывали моменты, когда мама видела ребенка ясно, настоящим, какой он есть. И каждый ребенок очень хорошо чувствовал и помнил эти моменты как взрослый.
Например, мама похвалила у девочки-подростка ее тело или лицо. То есть мама увидела реальное тело, реальную молодую женщину. И этот мамин комплимент на ходу стал важной основой женского самосознания для девочки.
Или наоборот, мама ругала дочь лентяйкой и что она спихивает свою работу на других - девочка выросла и стала руководителем, а делегирование полномочий это очень важная управленческая компетенция.
Или дочку не защищали и говорили ей "сама справишься". И девочка справлялась, шла, отстаивала себя, ругалась и приходила с победой. И тогда мама говорила "Ты у нас хамка". То есть мама в девочке видела и признавала открыто
1.силу справляться и
2. способность нарушать правила, отстаивая себя
Оба этих качества, признанные мамой как существующие, дали возможность присвоить их еще тогда в детстве.
Понятно, что когда мама ругается за то, что ты такой - это не то же самое, когда мама хвалит за то, что ты такой. Ребенку обидно, и эти обиды прорастают и во взрослую жизнь.
Но очень важно признать, что ребенок мог обижаться на то, КАК эти его достоинства были признаны. Но сам ФАКТ признания достоинств давал им место в жизни ребенка. Именно благодаря тому, что мама видела РЕАЛЬНЫЕ качества ребенка (хамка, вечно сваливаешь на других, красивая, ты справишься и пр.). ребенок знал, что эти качества у него есть. Потому что мама их видит.
Условно говоря, если б мама говорила "Ты хорошая девочка, а хорошие девочки не ругаются и не хамят" - то у девочки не было бы шанса прокачать свою силу. Она всю силу пустила бы на умение подавить себя и быть хорошей девочкой. И вместо того, чтобы быть собой, пыталась бы найти то самое место, которое мама видит как "быть хорошей девочкой"(и не нашла бы его никогда). Но признание того, что ты хамка и лентяйка, открывает доступ к этим качествам.
Важно разделить.
Есть реальные качества (например, сила отстаивать себя или умение проявляться ярко), которые мама видит, и описывает как "ты злюка" или "ты хамка".
А есть мамины искажения, которые она проявляет при виде качеств. Оценки мамы - это ЕЕ оценки. То, как она описывала своего ребенка - это ЕЕ способность и умение описывать. Отношение к этим качествам - это ЕЕ отношение. И ребенок вынужденно относится к этим качествам так же, как мама(или сопротивляется ее отношению).
Но он признает вслед за мамой, что эти качества у него ЕСТЬ, как факт.
Но сейчас, когда мы взрослые, мы можем увидеть на самом деле то, что скрывается за словами мамы.
"Ты лентяйка и сваливаешь свою работу на других" = "Ты умеешь делегировать / распределять нагрузку / дать себе возможность отдохнуть" ("а я как хорошая женщина нашей семьи должна...")
"Ты злюка и нахалка" = "Ты умеешь злиться и защищаешь себя (а не молчишь, как хорошая я и вся наша семья)"
"Ты эгоистка" = "Ты заботишься сначала о себе"(а я вынуждена заботиться обо всех вокруг, потому что я хорошая женщина, а женщины нашей семьи ..)
Мы как взрослые можем наконец очистить мамины признания и взять их себе. Это наши качества. Они не зависят от чужих оценок (даже маминых). Мы можем смотреть на эти качества сейчас с нашей взрослой колокольни, и видеть, насколько мы сильны тем, что в нас есть.
Спасибо, мама, что признавала мою силу. А твои оценки и твое отношение я оставляю тебе. Я уже взрослая женщина, я выросла.
(С)Ольга Петрова