"... я хочу поделиться опытом полевого просмотра легендарного фильма «Ирония судьбы, или С легким паром», который мы делали в этом году на Старый Новый год.
Мы собрались, чтобы разгадать загадку популярности и свежести этой истории, посмотреть на то, что лежит за словами и за смешным, давно известным сюжетом этого фильма. Прошло 45 лет со дня его выхода на экран. Нет уже той страны, где жили герои этой новогодней истории. Но она по прежнему трогает за что-то очень живое. Вот это живую, глубинную смысловую струну мы хотели увидеть через сюжетную расстановку.
Сюжетную расстановку мы пошли с групповым запросом. Участниками казалось, что эта история может дать ответ, как выйти из обезличивающей системы, как не вестись на компромиссы и не жить тем, во что не веришь, что не мило душе, как прийти к тому, что очень хочется, но во что не верится. Мы получили свои ответы, но, как это часто оказывается в расстановках, они оказались совсем другими
Мы смотрели историю последовательно разделив сюжет.
Женя в Москве.
Женя с друзьями в бане
Жена в Ленинграде,
Женя снова в Москве.
В самом начале, Женя Лукашин хоть и был еще трезвым, но сознание у него было пьяным. Все в тумане. Он ничего не понимает. Не знает кто он. Ничего своего. Кто ему что скажет, туда он и пойдет, то и будет делать. Они с Галей наряжают елку, готовясь к встрече Нового Года, но саму Галю Женя не видит. Просто она ближе всех к нему и громче всех звучит.
Галя чувствует себя молодой, прекрасной, безумно красивой женщиной. Женю она не любит, презирает и вообще не видит его, как мужчину. Видит перед собой мутную пелену и общается ней. Зачем ее тянет к этой мути в виде Жени? Он вызывает у нее, смутное пока, чувство агрессии.
У Гали своя боль. Она влюблена в другого, такого же прекрасного как она – богатого и со статусом. Того, кто может ее пригласить в ресторан Седьмое небо на Останкинской башне, кто может ее хорошо обеспечить и показать ей мир. Но он женат и поэтому, Галя с Женей. Чтобы не быть одинокой, ей нужно хотя бы видимость, что она кому-то нужна.
Выйдя за Женю замуж, она стала бы делать из него такого мужчину. В итоге у нее получится нечто уродливое, что она будет презирать ещё больше.
Все бы так наверное и сложилась, не пойди Женя с друзьями баню.
А пока, Галя называет его Женечкой. Друзья называют его Женечкой. Ему 36 лет, но психологически он все еще маленький мальчик, вернее тугоспеленутый младенец, временами, вообще еще не родившийся ребенок у мамы в животе. У Жени очень тесная связь с мамой. Он и женится собирается только потому, что мама говорит, что пора жениться. Если мама будет рядом, то ему все равно, с кем жить, на ком жениться. Просто Галя ближе всех и громче всех звучит в его пространстве. Их отношения – это полностью инициатива Гали. Ему пофиг. С кем жить. Как мама скажет, так и будет. Такой большой мамин сын. И встает вопрос «А где папа?» Папы нет.
Фильм вышел в 1975 году, Жене 36 лет, то он родился в 1939 году. Относится к поколению «детей войны». Возможно, его отец погиб на войне. И он его не знает. Место отца совсем пустое. Поэтому он чувствует себя младенцем, а не мужчиной и ему больше всего нужна мама.
Но все меняет новогодний поход с друзьями в баню.
В бане мы поставили фигуры ЖЕНИ, МИШИ (друга, который никогда не пьянеет и чья «железная логика, твердая память и ясное сознание» отправила его в Ленинград, и завертели эту волшебную историю), саму БАНЮ и АЛКОГОЛЬ.
БАНЯ стала местом перехода, которое очищает от старых связей. Огромное, просторное место большой ясности, каждый, кто сюда приходит, оставляет здесь все ненужное, отжившее.
Алкоголь, как волшебное зелье, которое помогает человеку стать самим собой и прийти у тому, что хочет его душа на самом деле.
АЛКОГОЛЬ - я на всех действую по разному и непредсказуемо. Я трансформационное зелье. и я не знаю, что произойдет, когда он меня хлебнет. Мое волшебство начинается тогда, когда меня употребят. Я настаиваю - “выпей меня”. Но человек должен сделать это по доброй воле, сам.
Друзья, как волшебные помощники, которые «хорошо смотрят» на Женю, искренне желают ему только хорошего. Их прямой и чистый мужской посыл «Будь счастлив!» становится для Жени еще одним ресурсом веры в себя. Он поможет ему в Ленинграде. В новом, неизвестном для него месте, где ему придется действовать по новому. Но Женя пока об этом не знает. Он прилетает в Ленинград, заходит в "свою" квартиру и ложится спать.
А в это время в Ленинграде спокойной жизнью размерено живет Надя Шевелева. Ей 34. Она не замужем. Приближается Новый год. Все спокойно, жизнь идет по накатанной - ученики, подруги. Вроде есть жених. Но на сердце у Нади какая-то тоска. Нет в ее жизни чего-то важного. Ипполит больше для нее как отец, которого у нее не было. Рядом с ним она не чувствует себя женщиной. Она хотела бы быть для него дочкой. Но она ему не дочь. Тогда кто?
НАДЯ - Я внутренне готова к чему-то. Я хочу влюбиться. Хочу встретить своего мужчину. Если бы я встретила своего мужчину после того, как вышла замуж за Ипполита, я бы спокойно бы пошла ему навстречу. Для меня главное, встретить свою любовь и тогда меня ничто уже не удержит. Я чувствую себя запертой в своей обычной жизни. Мне очень хочется влюбиться. Мне кажется. что я никогда еще не любила. Я чувствую себя девочкой подростком, которая ждет первой любви. В этом состоянии я прихожу домой и вижу у меня в квартире лежит мужчина в трусах. Первое, что я испытала увидев его - это сексуальное возбуждение. “ В моей постели мужчина без штанов….” я в растерянности, я не знаю, что со мной происходит. Я вижу, что он мне не отец. Я первый раз в своей жизни вижу МУЖЧИНУ, который не отец. Я вижу его эти клетчатые семейные трусы и сама пока не осознаю, что со мной происходит, поэтому злюсь. Но меня очень сильно возбуждает, что в моей постели мужчина в трусах. Это слишком интимно для меня. Я не могу на тебя смотреть, я не могу тебя видеть. Мне очень хочется трахаться.
Проснувшись и увидев у себя дома НАДЮ, ЖЕНЯ сначала сильно разозлился. Но когда заместитель НАДИ начала говорить спокойным и размеренным тоном, он успокоился. Своим голосом она как будто его расслабляла и убаюкивала. Он ощутил ее тоску по любви и начал растворятся, как он обычно это делал, теперь уже в Наде. Но при этом внутри него начало просыпаться что-то новое, ему пока неизвестное.
ЖЕНЯ - я слушаю тебя внимательно и ты открываешь мне целый мир. Я в трусах вызываю такие чувства? Ого, прикольно, необычно как-то. Я замечаю, что я уже не младенец. Я уже уехал от мамы. Это нужно было, чтобы мамы рядом не было. Когда мамы рядом нет, я мгновенно вырос - превратился сразу в подростка. Мне уже 12-13 лет, не больше.
НАДЯ - я девушка подросток, которая только начинает сталкиваться со своей сексуальностью. В низу живота у меня все начинает наливаться теплом. Я испытываю сексуальное возбуждение. Я впервые во взрослом мужчине рядом с собой увидела не отца, и я не знаю, что с этим делать, потому что мне про это не рассказывали.
ЖЕНЯ - я еще меньше знаю, что с этим делать. Мне кажется, что я отстаю от тебя в развитии. Мне еще нужно догнаться мыслью, что мужчина в трусах - это я. В чужой кровати. Ой-ой-ой! Это от меня у женщины такие эмоции. Бежать отсюда…. я смотрю на тебя и хочу предложить - "Давай поиграем, просто поиграем!" Ему становится весело.
И тут приходит Ипполит.
Женя снова захотел спать. Он не хочет ввязываться в конфликт. Хочет исчезнуть, и чтобы все исчезли и не видеть всего этого. не напрягаться. Когда приходят взрослые - это перестает быть интересным.
НАДЯ - я разрываюсь между двумя состояниями. С одной стороны я послушная девочка. Но вот пришел папа. Я хочу его выгнать закрыть дверь сказать “Папа отойди, ко мне пришел мужчина!” Ипполит начинает вызывать чувство раздражения. Ипполит для меня не мужчина. Секса с ним у меня не может быть однозначно! Формально может быть, но все это не по настоящему. А тут мужчина и с ним может быть секс!
ЖЕНЯ – сложные вопросы. Я хочу спать. Можно я пойду домой? А лучше вы уходите. Идите отсюда! Вы мне мешаете спать. А где мой папа? Я снова такой пьяный, я перестал понимать что бы то ни было. Давайте вы уйдете, что-то мне не нравятся все ваши разговоры. Новый год. Давайте пить шампанское и спать. Я же не многого от жизни прошу, чтобы меня никто не трогал, чтобы мне не задавали сложных вопросов. За то, чтобы мне не задавали сложных вопросов, я заплатил очень большую цену. Я отказался расти. Я отказался от идеи про женщину с которой мы можем быть равноправным партнерами, от карьерных амбиций. Я выбрал быть безопасным и безобидным для всех, Я выбрал быть никем, только чтобы мне не задавали сложных вопросов. Это до фига большая цена за то, чтобы ко мне не лезли с такими вопросами (Женя начинает засыпать).
НАДЯ - у меня такое ощущение, что если я останусь с Ипполитом, то я усну и стану такая же, как и ты. Я усну, он мне будет говорить что делать, как делать и я стану просто безвольной куклой.
ЖЕНЯ - Ипполит для меня однозначно взрослый и готов его слушаться. Я застрял в чужой квартире. Если бы мне было ближе до дома, я бы вышел пошел и забыл бы про все.
ИППОЛИТ - Я прямо огромный. Я вас презираю обоих. вы мелочь!
ЖЕНЯ - Я признаю твое величие. Я такой маленький.
ИППОЛИТ - Я огромный. Я вас всех в рог бараний сверну.
ЖЕНЯ - я знаю, я просто попал в переплет. ты посмотри на меня, я такой маленький, безобидный, я ничего тебе не сделаю. Забирай свою женщину. Дай мне 100 рублей уехать домой.
ИППОЛИТ - если бы мы остались вдвоем с НАДЕЙ, я бы ей никогда не простил этой ночи. я бы вспоминал это до конца жизни. Я бы сделал из нее рабыню, я бы играл на ее чувстве вины. У меня какая-то боль внутри. Я уязвлен. Во мне очень много агрессии. Я домашний тиран. На работе я, похоже, начальник, но средненький какой-то. То, что я не мог проявить на работе, я бы нес в семью и она бы мне подчинялась. Я бы применял насилие и унижение. Я вижу какого-то мужика. Мы пока не женаты. Но если бы эта была моя квартира, я бы выкинул его прямо с четвертого этажа. Ещё бы и ей навалял, чтобы впредь мужиков в квартире не было. Во мне есть какая-то боль. Я нашел приличную женщину, с которой можно фасад показать. А женившись на ней, я бы стал ее воспитывать. Как к женщине, у меня к ней нет ничего. Она уже моя вещь. Это моя собственность. ЖЕНЮ я презираю и ни во что не ставлю. Но это будет пунктик в отношениях с НАДЕЙ. Эта история с пьяным мужиком в трусах дает мне над ней власть. Теперь я могу и буду ее этим всегда попрекать. А то слишком она идеальная.
ЖЕНЯ - я тебе не конкурент. Я выбрал раз и навсегда - не быть конкурентом взрослым мужикам. Чтобы именно вот в эту хрень не вляпываться. Да женщина симпатичная, но у меня с ней ничего не было и я готов ее уступить без разговоров. Только чтобы не было этого конфликта. Чтобы мне не пришлось никак в это все вникать и с этим разбираться. Забирай свою женщину, мне ничего не надо. Я отказываюсь от всего. От любой конкуренции во взрослом мире. Дайте мне поспать.
НАДЯ - ты слишком долго около меня в трусах ходил. Я вообще не понимаю, что со мной происходит. Но меня Ипполит раздражает. Я уже начинаю сравнивать тебя с ним. Это какая-то химия на каком-то уровне. Я просто тебя хочу! Но ты в таком виде - пьяный уязвимый, беззащитный, что мне стыдно тебя хотеть. А с ним не стыдно, но я его не хочу. Я злюсь на обоих и в этом раздрае выгоняю вас. Во мне все дрожит. Я не понимаю, что происходит. Во мне возбуждение и много стыда. Я пока не решила, что с этим делать. Я пока не очень понимаю, что со мной происходит. Мне очень хочется пойти в сторону Жени, но он такое чмо. Пьяный.
ЖЕНЯ - я очень сильно хочу спать до сих пор. Я вижу, что ты очень милая, симпатичная, все могло бы быть. Но просто дай мне выспаться.
Надя выгоняет обоих на мороз. Сама сидит за столом ей хочется что-нибудь выпить, чтобы прийти в себя.
НАДЯ - Во мне что-то новое начало просыпаться. Мне и старое не нравится и новое, я не понимаю, какое оно. Я вообще такого себе не представляла.
А в это время на улице ….
ЖЕНЯ - я чувствую, что бычка хватают за бочок. Чувствую, что контракт, который я заключил, что «я не конкурирую со взрослыми, а вы меня не трогаете и даете мне спать» нарушен. Меня схватили за бочок. Этот мужик, как будто не видит, что я безопасный и безобидный. Он общается со мной так, как будто я попользовался его собственностью. Как будто бы я взрослый и должен отвечать по взрослому. Он увидел как будто бы у меня что-то есть с его женщиной. Получается я проигрываю в этой ситуации - и с женщиной у меня ничего нет, и я еще за это получаю.
НАДЯ - я сижу и думаю. Я хочу побыть одна. Мне нравится ситуация, что у меня появился выбор. Я думаю, кого бы я хотела чтобы вернулся? Я хочу, чтобы вернулся Женя. Я не хочу, чтобы возвращался Ипполит.
ЖЕНЯ - а взрослым быть не так уж плохо. Да тебе могут врезать, но тебя могут и хотеть женщины. Это интересно. Я не могу поверить. Это что, серьезно? Это она ко мне, да?
Здесь мы вспомнили эпизод из фильма, когда Ипполит с Женей возвращаются в квартиру Нади, а она в это время говорит по телефону с Галей и говорит ей “простите его, он хороший. Ипполит услышав это разозлился и убежал, а Женя остался. Вышел из квартиры, потом снова зашел и сделал вид, что он этого не слышал.
ЖЕНЯ - конфликт с Ипполитом, наш диалог на улице, сделал меня взрослым мужчиной. Вот эта главная точка невозврата. Женя дал Ипполиту первый бой. Он впервые стал спорить со взрослым мужчиной. Как конфликт с отцом, которого у него не было. Женя оттолкнулся от Ипполита, как от отца и повзрослел.
Получается Ипполит прекрасная фигура - и для Нади папа, которого у нее не было и для Жени папа, которого у него не было. Он стал внешним катализатором мужской инициации Жени. Взрослый мужчина, с которым я вступаю в конкуренцию и из мальчика превращаюсь в мужчину. Внутренним катализатором стала Надя, которая впервые увидела в нем мужчину. Увидела – и захотела его, как мужчину.
ЖЕНЯ - у меня начинают расправляться потихоньку плечи. Я впервые услышал от женщины, что я ей нравлюсь, и эта женщина не моя мама. То, что говорила Галя это было из того же места, что и мама. От Нади я впервые услышал, как от женщины, от своей ровесницы, что я мужчина, а не ребенок. Что меня можно хотеть, как мужчину.
С этого момента у Нади с Женей идет стремительное сближение, которому способствуют еще и подруги Нади. Когда Ипполит возвращается в следующий раз, ему уже нет места. Уже образовалась энергетическая пара - Женя-Надя. Образовалось тело пары, хотя сами они еще этого не осознали. Ипполит уходит и возвращается уже пьяный.
ИППОЛИТ - у меня очень большое сожаление. Удар по самолюбию. У меня уже была история, когда женщина выбрала не меня, а другого мужчину. Поэтому я так рьяно выгонял Женю. Я хочу найти такую женщину, которая безопасная, которая меня никогда не предаст. Но это какой-то повторяющийся сценарий в моей жизни. Случай с Надей - это уже третий случай в моей жизни, когда женщина выбирает не меня. У меня начинают складываться отношения с женщиной, но вдруг появляется какой-то мужчина и уводит женщину у меня. Мне очень больно из-за этого. Отсюда такая злость и недоверие женщинам. Какая-то карма у меня такая. Я весь такой правильный все делаю правильно и каждый раз один и тот же итог. Я ухожу со своей болью и напиваюсь.
ЖЕНЯ - мы с Надей одной весовой категорией и нам , конечно, вместе интереснее. Отношений сверху-снизу Надя уже наелась. У меня тоже были женщины, которые были “взрослее” меня - что Галя, что мама. Сейчас, когда я узнал, что могу быть интересен, как мужчина, у меня просто раскрываются крылья. Я сейчас взлечу. Мне кажется, что я еще не знаю, какой я прекрасный. Я влюбляюсь не в саму Надю, я влюбляюсь в себя, такого великолепного, который нравится женщине. Влюбляюсь в свою новую силу. Мне кажется, что она огромная, что меня ждет сказочное феерическое волшебное будущее. Сильно искаженное и преувеличенное представление, о том, кто я такой. Я прямо всемогущий. Пока я прикоснулся к своей силе лишь на одну грамулечку, но и это мне кажется чем-то огромным....