Практика убаюкивания в современной городской культуре: материнский фольклор и потребности ребенка
Практика убаюкивания в современной городской культуре Софья Олеговна Куприянова, Докладчик, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет Аннотация (русский): В статье описывается практика убаюкивания в современной городской культуре, а также те речевые формы и невербальные составляющие, которые её сопровождают. Материалом для исследования послужили интервью с матерями и отцами, записанные в Санкт-Петербурге в период с 2008 по 2015 годы. В процессе полевого исследования было составлено 37 таких записей (33 женщины, 4 мужчин). Интерес представляло то, какие тексты исполняются в качестве колыбельных, что ощущают родители во время убаюкивания и как реагируют на неё дети. Выявлено, что в качестве колыбельной исполняются самые разнообразные тексты и мелодии, которые информантам исполняли в раннем возрасте, восходящие к различным жанрам и относящиеся к разному времени (включая современные). Репертуар связан в основном с личным опытом исполнителя. Взрослые поют детям то, что сами усвоили в детстве, фольклорные колыбельные, знакомые по детским изданиям, популярные шлягеры или песни военных лет, усвоенные в школьном хоре. Выбор того или иного текста, исполняемого в качестве колыбельной, может быть связан с состоянием эмоционального комфорта и спокойствия убаюкивающего. Таким образом, колыбельная песня в равной степени адресована обоим участникам ситуации: как младенцу, так и самому исполнителю. Используя определенные стратегии (укачивание, напевание), родители также получают доступ к собственным переживаниям и возможность управлять ими. Отметим, что текстовое содержание колыбельной не столь важно как для ребенка, так и для взрослого. Потребности детей в первую очередь исходят из ритмики и мелодики исполняемого произведения. Отсюда также можно сделать вывод, что колыбельная песня является одним из способов работы с внутренним состоянием исполнителя.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М.: Эксмо, 2016. 352 с.
3. Бурдье П. Практический смысл / общ. ред. и послеслов. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; М.: Ин-т экспериментальной социологии, 2001. 562 с.
4. Ветухов А. Народные колыбельные песни // Этнографическое обозрение. 1892. Кн. 12. С. 131-154.
5. Головин В.В. Колыбельные песни и приемы убаюкивания на Русском севере // «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР. Л., 1991. Ч. 2. С. 91-100.
6. Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Турку: Abo Academi Univversity Press, 2000. 445 с.
9. Иванов А.Н. Причитания над колыбелью, записанные в южной России // Живая старина. 1994. № 4. С. 40-43.
10. Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение. Собирание. Обзор материала. Л.: Прибой, 1928. 222 с.
11. Коропниченко А. К вопросу о жанровой атрибуции колыбельных напевов // Традиционное искусство и человек: тез. XIX науч. конф. молодых фольклористов памяти А.А. Горковенко. СПб.: Белый город, 1997. С. 34-39.
12. Лефрансуа Ги. Теории научения. Формирование поведения человека. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 287 с.
13. Литвин Э.С. Песенные жанры русского детского фольклора // Советская этнография. 1972. № 1. С. 58-67.
14. Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // Советская этнография. 1974. № 4. С. 101-116.
15. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск: Западно-Сибирское книжн. изд., 1970. 218 с.