Теория Фреймов, разработанная Марвином Минским в 1975 году, является одним из ключевых подходов в когнитивной психологии и психолингвистике, объясняющим, как мы структурируем знания о мире и используем их для понимания и интерпретации новой информации.
Фрейм - это ментальная структура, представляющая собой схему для типичной ситуации, события или объекта. Он содержит слоты (аттрибуты) с значениями по умолчанию, которые могут быть изменены в зависимости от конкретного случая.
Как работают фреймы:
Для чего нужны фреймы человеку:
Взрослые с помощью фреймов взаимодействуют с ребенком, и таким образом ребенок выстраивает свои отношения с миром в соответствии с ценностями своей семьи. Фреймы помогают ребёнку понять, что происходит в разных ситуациях и как себя вести.
Сценарии взаимодействия с миром очень зависят от того, какие фреймы использовали родители для общения с ребенком в его детстве, и как в семье общаются взрослые.
Пример фрейма и формирование позитивного и негативного восприятия семьи и мира:
Фрейм "В гости к бабушке":
НЕГАТИВНЫЙ: доедать даже невкусное, у бабушки плохо пахнет, одиноко без мамы, страх наказаний, я всем мешаю и никому не нужен, сидеть тихо, не иметь своего мнения, ждали не меня (ждали мальчика или девочку)
Фрейм - это ментальная структура, представляющая собой схему для типичной ситуации, события или объекта. Он содержит слоты (аттрибуты) с значениями по умолчанию, которые могут быть изменены в зависимости от конкретного случая.
Как работают фреймы:
- Активация: Когда мы сталкиваемся с новой информацией, соответствующий фрейм активируется в нашей памяти.
- Заполнение слотов: Мы заполняем слоты фрейма конкретными значениями, получаемыми из новой информации.
- Интерпретация: Фрейм позволяет нам интерпретировать информацию в контексте типичной ситуации.
Для чего нужны фреймы человеку:
- Экономия когнитивных ресурсов: Фреймы позволяют нам сжимать информацию, избегая необходимости хранить все знания в деталях.
- Быстрое понимание: Фреймы позволяют нам быстро интерпретировать новую информацию, опираясь на уже существующие знания.
- Прогнозирование: Фреймы помогают нам предсказывать будущие события и действия, основываясь на типичных сценариях.
- Для ребенка фреймы очень важны, так как дают создают предсказуемый мир, что уменьшает тревожность и неуверенность. Фреймы помогают ребёнку усвоить социальные нормы и правила поведения и помогают ребёнку самостоятельно решать задачи, используя свои знания и опыт.
Взрослые с помощью фреймов взаимодействуют с ребенком, и таким образом ребенок выстраивает свои отношения с миром в соответствии с ценностями своей семьи. Фреймы помогают ребёнку понять, что происходит в разных ситуациях и как себя вести.
Сценарии взаимодействия с миром очень зависят от того, какие фреймы использовали родители для общения с ребенком в его детстве, и как в семье общаются взрослые.
Пример фрейма и формирование позитивного и негативного восприятия семьи и мира:
Фрейм "В гости к бабушке":
- Слоты: тип родственников, время встречи, правила общения, подарки.
- Значения по умолчанию:
НЕГАТИВНЫЙ: доедать даже невкусное, у бабушки плохо пахнет, одиноко без мамы, страх наказаний, я всем мешаю и никому не нужен, сидеть тихо, не иметь своего мнения, ждали не меня (ждали мальчика или девочку)
- Применение: Фрейм помогает ребёнку понять, как вести себя с родственниками, какие правила общения существуют.