Сайт БАЮК
2024-07-30 23:15

Теория фреймов в психолингвистике

Теория Фреймов, разработанная Марвином Минским в 1975 году, является одним из ключевых подходов в когнитивной психологии и психолингвистике, объясняющим, как мы структурируем знания о мире и используем их для понимания и интерпретации новой информации.

Фрейм - это ментальная структура, представляющая собой схему для типичной ситуации, события или объекта. Он содержит слоты (аттрибуты) с значениями по умолчанию, которые могут быть изменены в зависимости от конкретного случая.

Как работают фреймы:

  1. Активация: Когда мы сталкиваемся с новой информацией, соответствующий фрейм активируется в нашей памяти.
  2. Заполнение слотов: Мы заполняем слоты фрейма конкретными значениями, получаемыми из новой информации.
  3. Интерпретация: Фрейм позволяет нам интерпретировать информацию в контексте типичной ситуации.

Для чего нужны фреймы человеку:

  1. Экономия когнитивных ресурсов: Фреймы позволяют нам сжимать информацию, избегая необходимости хранить все знания в деталях.
  2. Быстрое понимание: Фреймы позволяют нам быстро интерпретировать новую информацию, опираясь на уже существующие знания.
  3. Прогнозирование: Фреймы помогают нам предсказывать будущие события и действия, основываясь на типичных сценариях.

  • Для ребенка фреймы очень важны, так как дают создают предсказуемый мир, что уменьшает тревожность и неуверенность. Фреймы помогают ребёнку усвоить социальные нормы и правила поведения и помогают ребёнку самостоятельно решать задачи, используя свои знания и опыт.

Взрослые с помощью фреймов взаимодействуют с ребенком, и таким образом ребенок выстраивает свои отношения с миром в соответствии с ценностями своей семьи. Фреймы помогают ребёнку понять, что происходит в разных ситуациях и как себя вести.

Сценарии взаимодействия с миром очень зависят от того, какие фреймы использовали родители для общения с ребенком в его детстве, и как в семье общаются взрослые.

Пример фрейма и формирование позитивного и негативного восприятия семьи и мира:

Фрейм "В гости к бабушке":
  • Слоты: тип родственников, время встречи, правила общения, подарки.
  • Значения по умолчанию:
-ПОЗИТИВНЫЙ: вкусный обед, уважительное общение между взрослыми, любовь и тепло, подарки для внука, все только для меня, я самый любимый
НЕГАТИВНЫЙ: доедать даже невкусное, у бабушки плохо пахнет, одиноко без мамы, страх наказаний, я всем мешаю и никому не нужен, сидеть тихо, не иметь своего мнения, ждали не меня (ждали мальчика или девочку)
  • Применение: Фрейм помогает ребёнку понять, как вести себя с родственниками, какие правила общения существуют.