Фрейминг и прайм-эффект - это два связанных, но все же разных когнитивных феномена, которые влияют на наше восприятие и принятие решений.
Фрейминг:
Цель применения фрейминга - повлиять на субъективное восприятие информации.
Прайм-эффект:
Цель применения прайм-эффекта - повлиять на скорость и точность обработки информации.
Предварительное воздействие (прайминг) может сделать человека более восприимчивым к определенному фреймингу. Детский возраст - это период активного обучения и формирования когнитивных процессов, поэтому прайминг и фрейминг играют важную роль в развитии ребенка.
ПРИМЕР:
Прайминг: Ребенок, который часто видит картинки с животными, будет быстрее распознавать их в последующем. Если ему показать картинку с собакой, он быстрее и легче запомнит ее и назовет, чем ребенок, который не видел животных ранее.
Фрейминг в контексте "ребенок-собака" может влиять на восприятие и отношение ребенка к собаке. Вот примеры негативного и позитивного фрейминга, заданного старшими:
Негативный фрейминг:
Взаимодействие фрейминга и прайминга может оказывать сильное влияние на принятие решений и поведение человека даже во взрослом состоянии.
Фрейминги, которые используют родители, с раннего детства определяют контекст жизни ребенка и влияют на формирование его социальных навыков, самооценки и уверенности будущем.
Пример 1: Негативный фрейминг в контексте "ребенок-другие дети"
Последствия :
Пример 2: Негативный фрейминг в контексте "ребенок-папа" со стороны мамы:
Последствия:
Фрейминг:
- Описывает, как изменение способа представления информации (акцент на негативе или позитиве) влияет на ее восприятие и оценку.
- Влияет на субъективное восприятие информации, не изменяя ее фактический смысл.
Цель применения фрейминга - повлиять на субъективное восприятие информации.
Прайм-эффект:
- Описывает, как прайминг т.е. предварительное воздействие стимула (слова, изображения, звука) неявным образом влияет на последующее восприятие и обработку информации.
- Влияет на скорость и точность обработки информации, не обязательно изменяя ее субъективное восприятие.
Цель применения прайм-эффекта - повлиять на скорость и точность обработки информации.
Предварительное воздействие (прайминг) может сделать человека более восприимчивым к определенному фреймингу. Детский возраст - это период активного обучения и формирования когнитивных процессов, поэтому прайминг и фрейминг играют важную роль в развитии ребенка.
ПРИМЕР:
Прайминг: Ребенок, который часто видит картинки с животными, будет быстрее распознавать их в последующем. Если ему показать картинку с собакой, он быстрее и легче запомнит ее и назовет, чем ребенок, который не видел животных ранее.
Фрейминг в контексте "ребенок-собака" может влиять на восприятие и отношение ребенка к собаке. Вот примеры негативного и позитивного фрейминга, заданного старшими:
Негативный фрейминг:
- "Осторожно, собаки кусаются!" - Акцент на опасности, создает страх и избегание.
- "Собака лучший друг и защитник" - Создает позитивное представление о собаке как о компаньоне. Поощряет взаимодействие с собакой, представляя ее как источник безопасности и веселья.
Взаимодействие фрейминга и прайминга может оказывать сильное влияние на принятие решений и поведение человека даже во взрослом состоянии.
Фрейминги, которые используют родители, с раннего детства определяют контекст жизни ребенка и влияют на формирование его социальных навыков, самооценки и уверенности будущем.
Пример 1: Негативный фрейминг в контексте "ребенок-другие дети"
- "Не играй с этими детьми, они плохие." - Создает негативное предубеждение к другим детям, ограничивает возможности для социализации.
- "Ты не такой, как они. Ты лучше." - Создает чувство превосходства и изоляции, может привести к высокомерию и непониманию других.
- "Они тебя не любят. Они не хотят с тобой дружить." - Подрывает самооценку и уверенность ребенка, мешает формированию позитивных социальных связей.
- "Если ты будешь дружить с ними, ты станешь таким же плохим, как они." - Создает ложную дихотомию "хороший-плохой", препятствует развитию критического мышления и принятию разнообразия.
Последствия :
- Снижение самооценки: Ребенок может начать сомневаться в себе, считать себя недостойным дружбы и социальных связей.
- Изоляция: Ребенок может стать более замкнутым и не хотеть общаться с другими детьми.
- Страх и тревожность: Ребенок может испытывать страх и тревогу при взаимодействии с другими детьми.
- Агрессивное поведение: Ребенок может стать агрессивным по отношению к другим детям, чтобы защитить себя от воспринимаемого негатива.
- Трудности в обучении: Негативный фрейминг может отвлекать ребенка от учебы и препятствовать его развитию социальных навыков.
Пример 2: Негативный фрейминг в контексте "ребенок-папа" со стороны мамы:
- "Ты не умеешь обращаться с ребенком! Ты только его балуешь!" - Мама может принижать способности папы воспитывать ребенка, чтобы подчеркнуть свою незаменимость и контроль над ситуацией.
- "Ты слишком строгий! Ты пугаешь ребенка!" - Мама может критиковать дисциплинарные методы папы, представляя их как чрезмерно строгие и не соответствующие ее представлениям.
- "Ты не уделяешь ребенку достаточно внимания!" - Мама может упрекать папу в недостаточной заботе о ребенке и подчеркивать свою роль как единственного источника любви и заботы.
- "Ты не правильно с ним играешь! Ты ему не интересен!" - Мама может критиковать способ игры папы с ребенком, сравнивая его с собственным и принижая его способность увлечь ребенка.
- "Ты не умеешь общаться с ребенком! Ты не понимаешь его!" - Мама может критиковать стиль общения папы с ребенком, считая его не достаточно чувствительным и не способным понять ребенка.
Последствия:
- Конфликт между мамой и папой: Постоянные упреки и критика могут привести к серьезным конфликтам между мамой и папой.
- Неуверенность папы: Мамин негативный фрейминг может подрывать уверенность папы в своих способностях как родителя.
- Трудности в отношениях с ребенком: Ребенок может чувствовать себя зажатым между мамой и папой, что может привести к эмоциональным проблемам и трудностям в строительстве здоровых отношений с обоими родителями. Ребенок может чувствовать себя вынужденным вставать на сторону кого-то из родителей, чувствуя себя предателем по отношению ко второму родителю
- Негативные эмоции у ребенка: Ребенок может испытывать чувство вины, страха или тревоги из-за конфликта между мамой и папой.