Сайт БАЮК
2024-08-01 15:24

Фрейм. Фрейминг. Рефрейминг в психотерапии.

Фрейм (англ. frame — кадр, рамка, каркас) — понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких, как социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.), означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания, целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире. Фрейм это ментальная модель, с которой мы могли бы сопоставить ту или иную ситуацию.
Это набор допущений и идей, который “вы формируете в голове, с тем чтобы облегчить понимание и освоение определенной «территории»”. Фреймы подобны шаблонам, которые мы используем, чтобы понимать ситуации, события и отношения. Фрейм — это ситуация в определенных обстоятельствах (контексте), в которых действуют участники (роли), состоящие друг с другом в определенных отношениях (формах отношений).
Фрейм — это убеждения, которые формируют контекст любого взаимодействия между людьми или группой людей. Именно эти убеждения придают нашим словам смысл, помогают окружающим понять, почему мы поступаем так, а иначе.

Основные характеристики фреймов :
  1. Структуризация информации: Фреймы помогают нам разбить сложную информацию на более простые части и упорядочить ее. Например, фрейм "вечеринка" может включать в себя такие элементы, как "гости", "еда", "напитки", "музыка" и т.д.
  2. Интерпретация: Фреймы помогают нам интерпретировать информацию и придавать ей смысл. Например, фрейм "угроза" может заставить нас воспринимать ситуацию как опасную и принять соответствующие меры.
  3. Предсказуемость: Фреймы позволяют нам предсказывать будущие события и реагировать на них более эффективно. Например, фрейм "деловая встреча" может помочь нам предвидеть необходимые подготовки и поведение.
  4. Автоматизация: Фреймы работают автоматически, без нашего осознанного усилия. Это позволяет нам быстро анализировать информацию и принимать решения. Фреймы влияют на формирование причинно-следственных связей.

Примеры фреймов :

Фрейм "успех" может включать в себя такие элементы, как "радость", "восторг", "действие", "результат", "удовлетворение" - или "отвержение", "крысиные бега", "гонка", "жертвы", "изоляция"
Фрейм "отношения" может включать в себя такие элементы, как "близость", "доверие", "любовь", "секс", "поддержка", "общение", "защита" - или "подавление", "насилие", "боль", "угроза", "соперничество"

Когда человек оказывается в новой среде, он вызывает из памяти структуру – фрейм. Фрейм (а если быть точнее, «рамка») – это единица представления знаний, которую человек запомнил в прошлом, и ее детали могут быть изменены под воздействием текущей ситуации. Каждый существующий фрейм можно дополнить разной информацией.
____________________________________

Фрейминг – это привязывание той или иной ситуации к существующей ментальной модели (фрейму).
Фрейминг помогает нашему сознанию сфокусироваться, выделить важные вещи и игнорировать остальные. Он облегчает нам решение, ускоряет подбор вариантов, упрощает восприятие мира, так, чтобы нам было удобнее в нем действовать.
Фрейминг "выбирается" сознанием исходя из личных убеждений и чувств, и может быть как позитивным, так и негативным.
!! Негативный фрейминг может помочь человеку избежать когнитивного диссонанса, фокусируясь на негативных аспектах, которые соответствуют его убеждениям. Негативный фрейминг может подтверждать уже существующие предубеждения и негативные установки человека, например те, которые были заложены в раннем детстве окружением ребенка. Негативные эмоции могут быть более привлекательными и легче запоминаются (это биологический механизм, ориентированный на выживание), поэтому человек чаще обращает внимание на негативные аспекты.

Пример: фрейм "Я не такой как все", Ситуация: Человек чувствует себя неуверенно на вечеринке, так как не любит шумные тусовки и предпочитает спокойный образ жизни.

Негативный фрейминг: "Я не такой, как они. Я никуда не вписываюсь. Я никогда не буду популярен, я всегда буду одинок. Меня не понимают и не любят таким, какой я есть. Мне придется притворяться, чтобы меня не выгнали".

Позитивный фрейминг: "Я не такой, как они. У меня есть свои интересы и предпочтения. Я ценю спокойную атмосферу и не стремлюсь быть в центре внимания. Я могу найти людей, которые делят мои ценности, и создать свои собственные социальные круги".


___________________________________

Рефрейминг – это смена фреймов, умение взглянуть на ситуацию под другим углом, изменение ментальной модели. Рефрейминг используют во многих сферах, но наиболее популярной остается психология и психотерапия. Главной целью в данном случае является помощь в смене восприятия и получение новой точки зрения.

В психотерапии рефрейминг — это техника, используемая для изменения негативных или ограничивающих мыслей и убеждений, переосмысливая их в более позитивном и конструктивном свете. Рефрейминг это процесс пере-определения смысла, который мы придаем ситуации. Он позволяет нам увидеть новые возможности и перспективы там, где мы раньше видели только ограничения или проблемы. Рефрейминг основан на изменении фокуса внимания, поиске новых аспектов и переосмыслении текущей реальности.

Часто мы склонны придавать негативные значения определенным ситуациям или чертам личности. С помощью рефрейминга мы можем переосмыслить эти аспекты и найти в них положительные стороны или возможности для роста.
Рефрейминг также помогает нам преодолевать ограничивающие убеждения и негативные мысли, заменяя их более позитивными и конструктивными.

Рефрейминг в психотерапии – это не просто изменение слов. Это глубокий и длительный процесс переосмысления и переструктурирования мышления. Вот какие стадии проходит клиент в сопровождении психотерапевта:

1. Идентификация негативных мыслей:

  • Осведомленность: Психотерапевт помогает клиенту осознать свои негативные мысли, которые, возможно, стали автоматическими и неосознанными. Это делается через вопросы, диалоги, ведение дневника, техники самонаблюдения.
  • Анализ: Клиент анализирует эти мысли: Что именно заставляет меня думать так? Откуда взялось это убеждение? Какие чувства оно вызывает? Как эта мысль влияет на моё поведение?

2. Поиск альтернативных интерпретаций:

  • Вызов убеждений: Психотерапевт помогает клиенту пересмотреть свои убеждения, задавая вопросы и предлагая альтернативные интерпретации.
  • Разные ракурсы: Психотерапевт предлагает взглянуть на ситуацию с разных сторон, учитывая контекст, другие точки зрения и возможные последствия.
  • Эмоциональная дистанция: Клиент учится отстраняться от своих негативных эмоций и анализировать ситуацию более объективно.

3. Переоценка ситуации:

  • Фокус на позитиве: Вместо того, чтобы сосредотачиваться на негативных аспектах, клиент начинает замечать положительные моменты, возможности и ресурсы.
  • Поиск смысла: Клиент ищет смысл в происходящем, даже в трудных ситуациях.
  • Извлечение уроков: Клиент понимает, что даже негативные события могут быть уроками, которые помогают расти и развиваться.

4. Формирование новых убеждений:

  • Замена негативных мыслей: Клиент учится заменять негативные мысли более позитивными и конструктивными утверждениями.
  • Позитивные аффирмации: Психотерапевт может помочь клиенту создавать и использовать позитивные аффирмации, которые укрепляют новые убеждения.
  • Репетиция: Клиент практикуется в использовании новых убеждений в реальных ситуациях, чтобы закрепить их.

Техники рефрейминга: Существует несколько техник рефрейминга, которые используются в психотерапии для изменения негативного мышления и восприятия:

Переформулировка: Переформулирование позволяет нам изменить формулировку или описание ситуации, чтобы увидеть ее с другой стороны. Например, вместо того чтобы говорить "Я не могу это сделать", можно сказать "Это вызов, и я могу найти способы преодолеть его".

Перспективный сдвиг: Перспективный сдвиг включает изменение точки зрения или ракурса с которого мы смотрим на ситуацию. Мы можем представить, как бы поступил кто-то другой или как смотрели бы на это дети или старшие люди. Это помогает нам получить новые идеи и взгляды.

Поиск позитивных сторон: Рефрейминг также включает поиск позитивных аспектов или возможностей в ситуации. Мы можем спросить себя, что можно извлечь из этой ситуации или какие уроки мы можем извлечь из нее. Это помогает нам сосредоточиться на росте и развитии.

Обратная связь и подтверждение: Обратная связь и подтверждение от других людей могут помочь нам переосмыслить наши убеждения и восприятия. Просьба у других людей описание ситуации с их точки зрения может дать нам новый взгляд на проблему или вызов.

Рефрейминг – это не волшебная палочка, а инструмент, который требует активного участия клиента при сопровождении психотерапевта. Процесс перестройки каждого из мыслительных конструктов во взрослом состоянии занимает достаточно длительное время, регулярная терапия может длиться несколько лет.