"ПРО ДЕВОЧКУ, КОТОРАЯ ЧУТЬ НЕ ПОТЕРЯЛА СЕБЯ.
Тане три года. Вся семья на кухне. Они пьют чай, оживленно разговаривают. Там разливается яркий свет, радость и тепло. Таня тоже хочет быть частью этого мира. Она топчется у входа, она машет руками, танцует, вертится и напевает. Она принцесса, она красавица, она артистка. Таня то встает на мостик, то кверху попой, то кружится, как никто не умеет, то громко говорит и также громко смеётся своим словам. Тане нужно влиться в общий хор голосов, влиться в общее действие, звучать наравне со всеми и даже чуточку больше - чтобы её заметили, чтобы увидели: «Таня есть». Наконец, получается! «Что это у нас здесь за воображуля?» - строго спрашивает бабушка и раздраженно добавляет: «Разве хорошие девочки себя так ведут?»
От этих слов мир немного качнулся, но Таня всё ещё продолжает улыбаться. Ей хочется все вернуть к прежнему веселью, поэтому она выделывает новые па с особым старанием: пусть увидят, как она может, и обрадуются ей. И зааплодируют.
Но чуда не происходит. И папа тоже говорит строгим голосом. И дедушка.
И Таня не слышит, что именно они говорят. Она лишь понимает, что что-то идет не так. И хочется плакать. «Еще плакса и капризуля! Нам такие девочки не нужны! Нам нужна хорошая девочка. Иди, подумай о своём поведении», - вдруг доносится до неё.
Таня уходит в длинную темную кишку коридора, потом в комнату, забивается в угол, где стоит стул и гладильная доска. С неё свисает гора одежды, Таня прячется в неё как в утробу.
Снаружи смех и веселые разговоры. Здесь внутри – «осталась одна Таня». Ей хочется туда, к родным. Но такие девочки там не нужны.
На стене тикают часы. С каждым тиком Таня тихонечко умирает.
Чтобы не исчезнуть совсем, чтобы не раствориться, она достает из себя «хорошую девочку». Ведь «хорошая девочка» - её пропуск в мир семьи и любви. А плохую – «капризулю-воображулю-подумай-о-своем-поведении» оставляет в ворохе одежды. Пусть лежит и думает.
Таня-хорошая возвращается на кухню и спокойно садится на табуреточку в уголке. Все одобрительно смотрят на неё. И даже наливают чай. «Ну можешь же, когда хочешь», - одобрительно говорит папа. «Ну вот – другое дело: воспитанная и спокойная внучка», - одобрительно кивает бабушка. Таня-хорошая-девочка счастлива. Её вновь приняли в семью.
Таня ходит этой хорошей девочкой везде: дома, в детском саду, и особенно в гостях.
А ту ненужную капризулю, прикрыв тряпочкой словно трупик, возит на воображаемых саночках за собой, позже – таскает в школьном рюкзаке, или кармане платья. А потом и вовсе оставляет под подушкой и достает только на ночь, чтоб проверить: не задохнулась ли? Но со временем и вовсе забывает про эту обузу. «А был ли мальчик?»
Таня-хорошая прекрасно справляется с жизнью. Она умеет качественно нравиться и быть всем полезной.
Надо хорошо учиться – вот вам золотая медаль.
Нужно быть открытой и веселой – здравствуйте, Танюша-душа-компании! Вам нравятся – спокойные и усидчивые – Таня умеет себя контролировать. Нужно много достигать? Дайте список!
Но при этом нельзя зазнаваться? Танечка очень скромна!
Как сказал папа: «Ты всё можешь, когда захочешь».
И Таня хочет, а значит - может!
Хочет нравиться другим, хочет, как тогда в детстве, быть в семье, чтобы это сейчас для неё ни значило.
Постепенно круг, кому нужно нравиться, расширяется, требования становятся изощреннее. Но и Таня-хорошая не стоит на месте: растет, развивается, совершенствуется, учится совмещать несовмещаемое, впихивать невпихуемое.
Идеальная, но не «яже», мать.
Инициативная, но послушная работница.
Творческая, но командный игрок.
А ещё всепрощающая жена и при этом с чувством собственного достоинства.
Таня успешно прописывает внутри себя код за кодом, находя обходные пути, тренируя тайм-менеджмент, управление конфликтами и выносливость. Она уже не совсем человек, а прекрасная машина.
На Таню смотрят с восхищением, с завистью и… жалостью одновременно. Ну что ж, она ещё немного протюнингуется… подкачает попу, допишет диссертацию и всех покорит.
И вот однажды Таня сидит в кафе, на стекло неровно прыскает дождь. Капли как-то несимметрично втыкаются в лужи. За соседним столиком бессистемно вертится девочка. Она привлекает лишнее внимание. «Нам такие девочки не нужны! Нам нужна хорошая девочка!».
Таня слышит бабушку девочки, и… как будто свою – из прошлого. Таня вздрагивает, девочка смеется щербатым ртом. «Вот видишь, можешь же когда хочешь», - говорит бабушка и пододвигает внучке десерт.
Таня-хорошая идет домой и тряпичной куклой падает в кровать.
Запихивается в ворох простыней как в утробу. На стене тикают часы. И она тихонечко умирает с каждым тиком. У неё системный сбой. Но она уверена, нужно просто разобрать себя и собрать по винтику. Таня думает, что починит и заставит механизм души работать правильно. Она ходит на тренинги, ретриты, перепрошивки.
«Будь собой» - это какая-то модная фича. Таня хочет непременно её установить. А оказывается, эта прога должна быть внутри по умолчанию. Но у Тани-хорошей там пустота.
Файл утрачен.
Таня возвращается туда, в три года, в эту длинную кишку коридора и светящийся пузырь кухни. Она слышит голос бабушки: «Нам такая девочка не нужна!». И ныряет мысленно в тоннель бабушкиных зрачков.
Там стучат колеса военных поездов. «Будь хорошей, капризуля нам не нужна. И тогда нас возьмут в этот поезд. Мы спасемся от оккупации».
Маленькой бабушке 3 года. И она очень хочет жить. И она оставляет капризулю-себя под колесами состава. А сама послушно едет в безопасность.
Таня смотрит на своих родных – бабушек и дедушек, и тех то был до них. Почти каждый выбросил капризулю или хулигана. Потому что все хотели жить. Потому что иначе как бы родилась Таня?
Таня видит своих родных, и они желают ей несомненно лучшего, и они уговаривают её выживать как когда-то выжили сами: «Будь хорошей, потому что непослушные не выживают».
Таня благодарна роду. Vs Таня очень хочет стать собой настоящей.
В этом месте мы обнимем Таню. И мы скажем спасибо роду: маме и папе, бабушкам и дедушкам, и всем тем, кто был до неё. А потом пойдем искать потерянную часть -, в ворохе одежды как в утробе, на забытых саночках, в портфеле, под подушкой… Потому что можно выжить, потеряв себя, но чтоб жить собой, нужно найти себя.
Потому что Таня-хорошая - это просто большой скафандр уникальных навыков и умений. Он умело защищает Таню в жизни, он же отрезает от неё.
Мы находим Таню-потеряшку. Она маленькая, хрупкая, словно тень.
Эти годы она пряталась по углам, у неё не хватало сил расти.
Мы докачиваем её на руках, кормим из бутылочки молоком. И мы радуемся, если она хочет что-нибудь, а не просто лечь, умереть, исчезнуть как когда-то давно. И малышка постепенно оживает и растет. Она снова вертится и разговаривает. Она то кружится, то встает на мостик, чтобы это сегодня для неё ни значило. И мы хвалим её и одобрительно хлопаем в ладоши. Давай, Таня, жги! Потому что ты - Принцесса, ты красавица, ты артистка. И это замечательно!
И однажды, и однажды, Таня нам поверит и сможет чувствовать себя в безопасности, приближаясь к людям собой-настоящей. Потому что это большое счастье быть по-настоящему в контакте с жизнью, быть в контакте с любимыми людьми. Всей собой. Без скафандров и условий.
(Наталия Кузоро)
Тане три года. Вся семья на кухне. Они пьют чай, оживленно разговаривают. Там разливается яркий свет, радость и тепло. Таня тоже хочет быть частью этого мира. Она топчется у входа, она машет руками, танцует, вертится и напевает. Она принцесса, она красавица, она артистка. Таня то встает на мостик, то кверху попой, то кружится, как никто не умеет, то громко говорит и также громко смеётся своим словам. Тане нужно влиться в общий хор голосов, влиться в общее действие, звучать наравне со всеми и даже чуточку больше - чтобы её заметили, чтобы увидели: «Таня есть». Наконец, получается! «Что это у нас здесь за воображуля?» - строго спрашивает бабушка и раздраженно добавляет: «Разве хорошие девочки себя так ведут?»
От этих слов мир немного качнулся, но Таня всё ещё продолжает улыбаться. Ей хочется все вернуть к прежнему веселью, поэтому она выделывает новые па с особым старанием: пусть увидят, как она может, и обрадуются ей. И зааплодируют.
Но чуда не происходит. И папа тоже говорит строгим голосом. И дедушка.
И Таня не слышит, что именно они говорят. Она лишь понимает, что что-то идет не так. И хочется плакать. «Еще плакса и капризуля! Нам такие девочки не нужны! Нам нужна хорошая девочка. Иди, подумай о своём поведении», - вдруг доносится до неё.
Таня уходит в длинную темную кишку коридора, потом в комнату, забивается в угол, где стоит стул и гладильная доска. С неё свисает гора одежды, Таня прячется в неё как в утробу.
Снаружи смех и веселые разговоры. Здесь внутри – «осталась одна Таня». Ей хочется туда, к родным. Но такие девочки там не нужны.
На стене тикают часы. С каждым тиком Таня тихонечко умирает.
Чтобы не исчезнуть совсем, чтобы не раствориться, она достает из себя «хорошую девочку». Ведь «хорошая девочка» - её пропуск в мир семьи и любви. А плохую – «капризулю-воображулю-подумай-о-своем-поведении» оставляет в ворохе одежды. Пусть лежит и думает.
Таня-хорошая возвращается на кухню и спокойно садится на табуреточку в уголке. Все одобрительно смотрят на неё. И даже наливают чай. «Ну можешь же, когда хочешь», - одобрительно говорит папа. «Ну вот – другое дело: воспитанная и спокойная внучка», - одобрительно кивает бабушка. Таня-хорошая-девочка счастлива. Её вновь приняли в семью.
Таня ходит этой хорошей девочкой везде: дома, в детском саду, и особенно в гостях.
А ту ненужную капризулю, прикрыв тряпочкой словно трупик, возит на воображаемых саночках за собой, позже – таскает в школьном рюкзаке, или кармане платья. А потом и вовсе оставляет под подушкой и достает только на ночь, чтоб проверить: не задохнулась ли? Но со временем и вовсе забывает про эту обузу. «А был ли мальчик?»
Таня-хорошая прекрасно справляется с жизнью. Она умеет качественно нравиться и быть всем полезной.
Надо хорошо учиться – вот вам золотая медаль.
Нужно быть открытой и веселой – здравствуйте, Танюша-душа-компании! Вам нравятся – спокойные и усидчивые – Таня умеет себя контролировать. Нужно много достигать? Дайте список!
Но при этом нельзя зазнаваться? Танечка очень скромна!
Как сказал папа: «Ты всё можешь, когда захочешь».
И Таня хочет, а значит - может!
Хочет нравиться другим, хочет, как тогда в детстве, быть в семье, чтобы это сейчас для неё ни значило.
Постепенно круг, кому нужно нравиться, расширяется, требования становятся изощреннее. Но и Таня-хорошая не стоит на месте: растет, развивается, совершенствуется, учится совмещать несовмещаемое, впихивать невпихуемое.
Идеальная, но не «яже», мать.
Инициативная, но послушная работница.
Творческая, но командный игрок.
А ещё всепрощающая жена и при этом с чувством собственного достоинства.
Таня успешно прописывает внутри себя код за кодом, находя обходные пути, тренируя тайм-менеджмент, управление конфликтами и выносливость. Она уже не совсем человек, а прекрасная машина.
На Таню смотрят с восхищением, с завистью и… жалостью одновременно. Ну что ж, она ещё немного протюнингуется… подкачает попу, допишет диссертацию и всех покорит.
И вот однажды Таня сидит в кафе, на стекло неровно прыскает дождь. Капли как-то несимметрично втыкаются в лужи. За соседним столиком бессистемно вертится девочка. Она привлекает лишнее внимание. «Нам такие девочки не нужны! Нам нужна хорошая девочка!».
Таня слышит бабушку девочки, и… как будто свою – из прошлого. Таня вздрагивает, девочка смеется щербатым ртом. «Вот видишь, можешь же когда хочешь», - говорит бабушка и пододвигает внучке десерт.
Таня-хорошая идет домой и тряпичной куклой падает в кровать.
Запихивается в ворох простыней как в утробу. На стене тикают часы. И она тихонечко умирает с каждым тиком. У неё системный сбой. Но она уверена, нужно просто разобрать себя и собрать по винтику. Таня думает, что починит и заставит механизм души работать правильно. Она ходит на тренинги, ретриты, перепрошивки.
«Будь собой» - это какая-то модная фича. Таня хочет непременно её установить. А оказывается, эта прога должна быть внутри по умолчанию. Но у Тани-хорошей там пустота.
Файл утрачен.
Таня возвращается туда, в три года, в эту длинную кишку коридора и светящийся пузырь кухни. Она слышит голос бабушки: «Нам такая девочка не нужна!». И ныряет мысленно в тоннель бабушкиных зрачков.
Там стучат колеса военных поездов. «Будь хорошей, капризуля нам не нужна. И тогда нас возьмут в этот поезд. Мы спасемся от оккупации».
Маленькой бабушке 3 года. И она очень хочет жить. И она оставляет капризулю-себя под колесами состава. А сама послушно едет в безопасность.
Таня смотрит на своих родных – бабушек и дедушек, и тех то был до них. Почти каждый выбросил капризулю или хулигана. Потому что все хотели жить. Потому что иначе как бы родилась Таня?
Таня видит своих родных, и они желают ей несомненно лучшего, и они уговаривают её выживать как когда-то выжили сами: «Будь хорошей, потому что непослушные не выживают».
Таня благодарна роду. Vs Таня очень хочет стать собой настоящей.
В этом месте мы обнимем Таню. И мы скажем спасибо роду: маме и папе, бабушкам и дедушкам, и всем тем, кто был до неё. А потом пойдем искать потерянную часть -, в ворохе одежды как в утробе, на забытых саночках, в портфеле, под подушкой… Потому что можно выжить, потеряв себя, но чтоб жить собой, нужно найти себя.
Потому что Таня-хорошая - это просто большой скафандр уникальных навыков и умений. Он умело защищает Таню в жизни, он же отрезает от неё.
Мы находим Таню-потеряшку. Она маленькая, хрупкая, словно тень.
Эти годы она пряталась по углам, у неё не хватало сил расти.
Мы докачиваем её на руках, кормим из бутылочки молоком. И мы радуемся, если она хочет что-нибудь, а не просто лечь, умереть, исчезнуть как когда-то давно. И малышка постепенно оживает и растет. Она снова вертится и разговаривает. Она то кружится, то встает на мостик, чтобы это сегодня для неё ни значило. И мы хвалим её и одобрительно хлопаем в ладоши. Давай, Таня, жги! Потому что ты - Принцесса, ты красавица, ты артистка. И это замечательно!
И однажды, и однажды, Таня нам поверит и сможет чувствовать себя в безопасности, приближаясь к людям собой-настоящей. Потому что это большое счастье быть по-настоящему в контакте с жизнью, быть в контакте с любимыми людьми. Всей собой. Без скафандров и условий.
(Наталия Кузоро)