ОБЕСЦЕНИВАНИЕ СТРАДАНИЙ: текст и мой коммент расстановщика потом. «Последнее время много пишут о чудном и необъяснимом пристрастии некоторых женщин, особенно старшего поколения, наших мам и бабушек, к страданиям, переходящем порой в своеобразную гордость – посмотрите, как я настрадалась в этой жизни, стирала руками, на огороде пахала, тяжести таскала до выпадения органов, больная на работу ходила и т.д.!
Усомнившись в необходимости этих страданий , встречаешь отпор достойный ветерана военных действий, покалеченного в боях и награжденного за заслуги, в чьих орденах ты посмел усомниться. Ордена в данном случае: «я так натерпелась за свою жизнь», «я так настрадалась», «я так тяжело работала», « со мной так несправедливо обращались», «у меня столько болезней от непосильной работы и жестокости близких».
Почитав один такой пост, я тоже вспомнила, что в детстве мама запрещала мне мыть полы шваброй, объясняя это тем что шваброй моют только лентяйки и неряхи, а хорошая девушка должна ползать с тряпкой на коленках. Другая женщина дополнила тему тем, что ей и на коленках не позволялось мыть пол – нужно было передвигаться «раком», то есть практически в самой неудобной из возможных поз, кто-то вспомнил что нельзя было присаживаться во время глажки белья и т.д., опять же тема огорода, где работая до изнеможения можно вырастить огурцы на 2 копейки…
А вчера я нашла у психолога Сьюзан Форвард фразу о том, что страдание являлось практически единственной из форм гнева, разрешенных женщинам нашей культурой и поняла что это именно то о чем мы говорим.
Главными достоинствами «хорошей» женщины еще совсем недавно считались покорность, послушание и бессловесность и безграничная способность к принятию, которая должна исходить от женщины как сияние. Гнев, умение защитить себя, защитить свои границы, потребовать уважения, также как умение сохранить себя и радоваться жизни сюда явно не входили.
Вспомните любимую нашу героиню детской сказки «Морозко» Настеньку. Когда Мороз практически замораживает ее, она продолжает твердить с блаженной улыбкой «Мне тепло , дедушка…». Вот оно, освященное культурой женское страдание как главное богатство. Очевидно, что честность и прямота не входили в перечень качеств «хорошей девочки», на это способны только такие отщепенки невоспитанные как Марфушка. Ужас, какая невежливость , сказать человеку, который тебя мучает «мне плохо», за это ты будешь сурово наказана.
Кстати, одна знакомая моего возраста рассказала очень похожую историю из жизни. В раннем детсадовском возрасте она как-то отказалась давать своему подслеповатому дедушке ручки для того , чтобы он подстриг ногти, объяснив это тем, что дедушка режет их с кожей до крови и ей больно. Запомнила она этот малоэстетичный случай неадекватной реакцией родителей – папа накричал на нее, обозвал эгоисткой и невоспитанной грубиянкой и заставил извиниться перед дедушкой и пройти экзекуцию как положено послушной девочке.
А куда девается гнев, несогласие с условиями жизни и отношением к себе? А они перерабатываются страданием. Тяжелыми физическими нагрузками – вплоть до приобретения болезней. Подавление своих эмоций также приводит ко всяческой психосоматике. Страдание может рассматриваться и как наказание обидчика – он увидит как мне плохо и поймет как несправедливо и неправильно поступал. Вспомните как часто вы слышали от женщин старшего поколения фразу: «Вот помру, тогда наплачетесь…» (Кстати фраза «назло маме отморожу уши» - оттуда же, это протест существа, у которого нет других форм протеста как только навредить себе.)
Воспитание родителями в девочках готовности к страданию и неприемлемости жалости к себе нужно рассматривать как аналог женского обрезания в африканских племенах: если не отбить естественный инстинкт самосохранения, желание беречь себя и умение получать удовольствие от жизни – хорошая жена для патриархальной семьи не получится. Человека нужно было немножко изуродовать, чтобы втиснуть в те условия, которые ему предлагались, изнурить его работой, чтобы энергия через край не била и не влекла тебя на приключения и завоевание окружающего мира.
Вспомнилась еще одна сказка, «Золушка», - мачеха смешивает крупы и говорит падчерице, что она может поехать на бал после того как все разберет – хороший пример укрощения порывов и желаний, бессмысленная работа для того чтобы занять время и потратить энергию.
Нужно помнить эти установки, слушая о подвигах женщин старшего возраста и удивляясь некоторой их «бессмысленности» с современной точки зрения, и обнаруживая в себе пренебрежение своими желаниями и потребностями.»
(с) Irina Jurjure
Так вот.
В расстановках хорошо видно, что эти "страдания" - выживательные стратегии рода, которые однажды кому-то помогли выжить, поэтому записались в роду "в плюс" как важные стратегии успеха, и сейчас бережно "передаются по наследству" (отсюда настойчивость некоторых родителей).
Неважно, как обосновывать это себе - как "нашу культуру" (причем в других странах был то же самое), или как устаревшее, или как-то еще.
Но пока нет принятия этих стратегий с благодарностью за то, что когда-то они кому-то сохранили жизнь - мы будем нести их в себе и не сможем отказаться.
Мы будем не полы мыть - но мы будем терпеть унижения на работе, будем отказываться от повышений, будем соглашаться на малооплачиваемую работы или зарабатывать чтобы кормить диванного мужа или мужа-насильника или мужа-пьяницу, будем выносить матерные ответы детей-подростков и корить себя за то, что плохая мать и не справилась....мы будем делать все, чтобы испытать те же чувства, что наши побиваемые, униженные старшие женщины, которые терпели все ради того, чтобы у них был кров и хлеб для детей.
Еще раз: они не из мазохизма терпели - а чтобы дети выжили.
Я как расстановщик с этим работаю.
Род всегда с благодарностью принимает новые стратегии успеха, и можно легко отказаться нести старое, с благодарностью передав ценный опыт тем, кто был его автором и поблагодарив их за то, что все живы, и начать жить по-новому с полного одобрения старших предков, не передавая навыки страдать уже своим детям.
А фильм Морозко как раз прекрасно демонстрирует те самые условия, когда только умение выносить страдания и позволяли девочке подростку-сиротке* выжить в чужом доме за чужой счет(как минимум еда+одежда). Хоть и оскорбляют и унижают - зато в 30градусный мороз ты хотя бы под лавкой, а не в чистом поле ночуешь. Оно, конечно, без гарантий, все равно выгнали, и дальше уже сказочка пошла.
И кстати, в те времена единственный доступный девушке способ поменять свою жизнь был выйти замуж. Вот вообще без вариантов было. Ну можно было еще дождаться войны 1812г и пойти как Василиса Кожина главой партизанского отряда бороться с наполеоновскими солдатами, ну да.
*(не помню сюжет целиком, может, она не сиротка, вроде так папенька какой-то был, но реальной хозяйкой дома была мачеха - но в общем тут больше вопросов к папеньке, чем к дочке. Если дом отцовский и хозяйство отцовское, то раз с такой женой отец сдался, что что уж от хрупкой девочки ожидать).
Все эти жалобы про "я так много работала" и "я столько вынесла" это как раз про то, что выносить многое пришлось - а благодарности не было ни от кого. А от кого? Муж на войне или в ссылке, дети малы, ты все одна все сама...у кого попросить?
Так что вот это "зарабатывание" благодарности уже когда и страдать не надо - все равно оттуда. Нет признания важности того, что сделано. Нет благодарности за то, что выжили. Там все еще ждут. Там все еще не знают, смогли или нет. Напрасно все было - или не напрасно.
Но вместо благодарности старшим женщинам за их стойкость, умение нести тяжелое и мужество выносить невыносимое, и с благодарностью принять этот опыт уже как опыт в свою душу - их пытаются такими текстами сделать глупыми мазохистками, которые из непонятного садизма моют полы на коленках. И отрицание тут же привязывает нас к ним, в непонятном садизме уже к себе и к своим детям.
Но мы с вами поступим иначе, истину вам говорю как расстановщик. Мы скажем с полной ответственностью и пониманием этих слов про принятие их подвига и благодарность за их тяжкий труд.
Все было не напрасно. Теперь все выжили, и можно по-другому. Женщинам сейчас можно то, что было раньше нельзя.
Можно не заниматься черной работой ради куска хлеба, а зарабатывать легко в чистом офисе или даже дома.
Можно жить на деньги мужа, и мужчин много.
Можно получать образование (род всегда в восторге от этого, и женщины и особенно мужчины всегда радуются, что уже можно)
Так что спасибо, дорогие предки, что вы вынесли страдания и лишения, и это помогло всем выжить.
Спасибо вам - мы все живы.
Теперь я могу жить по-другому, и я все равно ваша.
Я могу не страдать, и я все равно ваша, навсегда, по праву крови. Я могу вкусно есть, сладко спать, я могу зарабатывать легко, я могу получать помощь и оплачивать ее - и я все равно ваша.
И это навсегда. Я ваша.
(с)Ольга Петрова
ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ: Про гендерное и негендерное воспитание